Интерьеры середины столетия. Мода возвращается

1-10-2019, 13:53
Интерьеры середины столетия. Мода возвращается

На пике популярности в нынешних коллекциях мебели и текстиля дизайны, вдохновением для которых послужили интерьеры послевоенных лет. Середина столетия – Mid century modern – каким он был и отчего снова стал востребован. Давайте разберемся.

Период 1940-х – 1960-х годов ознаменовался активным диспутом между привычной классической архитектурой и современными решениями. Новый уклад жизни требовал изменения в интерьере дома. Ряд социальных изменений и переход на более открытые взаимоотношения внутри семьи потребовали изменить архитектуру самих комнат. Дизайн не ради идеи, а для удобства и комфорта жизни. Потребность в открытых пространствах, в противовес замкнутым системам комнат-коробок, воспитывала открытость в людях. Унификация помещений – когда кухня переходила в столовую, гостиную и выход во двор через террасу, объединяя таким образом интерьер и экстерьер.

Пожалуй, наиболее широко в архитектуре данное направление нашло применение в Южной Калифорнии и Скандинавии. В Калифорнию из Европы эмигрировали многие известные дизайнеры и архитекторы: Грета Гроссман, Рихард Нойтра, Ээро Сааринен. Одним из проектов интернационального творчества стал Комплекс Study Houses Case. Потребность в постройке типовых домов в период жилищного бума в США была очень велика.

Во многом конструктивные изобретения последних лет способствовали созданию новых архитектурных решений. Использование стальных каркасов, бетонных стен в сочетании с панорамным остеклением позволило образовать новое пространство. Открытая планировка дома способствовала углублению пространства внутри дома, и окнам отводилась максимальная площадь, чтобы солнечные лучи могли освещать отдаленные уголки интерьера.



Дизайн интерьера предполагал сочетание новых форм в мебели и ряда аксессуаров, привнесенных из прежних интерьеров. Зачастую мебель была нейтральных дизайнов, а вот аксессуары – пледы, подушки – были яркими, с броскими орнаментами, и позволяли менять настроение комнаты. Диваны конструировались преимущественно низких, растянутых форм. На эту тенденцию повлияла эстетика Японии, популярная в послевоенные годы. Крупные напольные подушки служили сиденьями.

Немалый вклад в индустрию дизайна внес уроженец Нью-Йорка Александр Жирар. Он вернул в дизайн то, что классический модернизм отверг – цвет, декоративность и роскошь. Сочетая ремесленное мастерство и промышленные производства, он мастерски соединял высокую идею модернизма с игривым декором и минималистичностью. Многие модели и принты, созданные им в середине прошлого века, остаются актуальными и в наши дни. Среди наиболее известных работ Жирара – дизайн интерьера дома Ирвина Миллера в Колумбусе, штат Индиана (1957 г.). Одним из источников вдохновения для Жерара послужила его обширная коллекция предметов народного искусства, которую он собирал в поездках по Индии, Египту и Мексике.

Marimekko – платье Марии – так с финского переводится название компании, основанной в 1951 году Арми Ратиа и ее мужем Вильо. Одним из сотрудников фабрики была Майя Исола. За свою карьеру она создала более пятисот орнаментов для ткани. Огромную популярность компания получила после того, как Жаклин Кеннеди приобрела семь платьев из ткани фабрики. Самый известный орнамент фабрики – Unikko – «Маки». Этот орнамент получил такую популярность, что стал брендом сам по себе и символом Финляндии. Он до сих пор используется в производстве – из ткани с принтом Unikko делают текстиль для дома, одежду, его печатают на посуде, фюзеляжах самолетов. Дизайны тканей для дома вы можете увидеть на всемирных текстильных выставках. Компания и сегодня ведет активную деятельность.

Любимец Фрэнка Ллойда Райта и Мэрилин Монро, уроженец Сиэтла Джек Ленор Ларсен основал одноименную компанию в 1952 г. Первая коллекция тканей вышла в 1955 году и называлась она Spice Garden. Художник Дон Уайт создал рисунок для ткани Bouquet Garni, на котором были изображены пять луговых трав. Джек, так же, как его современники, много путешествовал. Его поездки по центральной Азии стали основой для новой коллекции тканей в этническом стиле. Дизайн ткани находится в ней самой, а не на ней. Дабы не конкурировать с яркими произведениями живописи того периода, в компании разработали коллекцию текстурированных тканей, которые идеально вписались в новые интерьеры. Сегодня компания Larsen входит в холдинг британской Colefax and Fowler и продолжает свою деятельность, придерживаясь изначальной философии.

Что касается тканей широкого профиля, то популярны были ткани с абстрактным, кубическим и геометрическим рисунком. Часто встречаются кристаллоподобные формы орнаментов. На создание таких орнаментов дизайнеров вдохновили изображения, полученные под микроскопом. Любимы также были ткани с небольшими повторяющимися изображениями фруктов на нейтральном фоне. Ближе к 60-м гг фрукты в сочетании с традиционными мотивами цветов, листьев и клетки перешли на ситцевые основы и широко использовались в т. н. «новом сельском» стиле, когда интерьер имел вид загородного дома.

Обивка для кресел и диванов из шкур животных была очень востребована в 19-м веке, особенно в Британии и Франции в период расширения африканских колоний. Однако даже тогда спрос превышал предложение. С развитием производства и ткачества были изготовлены искусственные «шкурки» из тканых и набивных тканей. Они заменили шкуры таких животных, как леопард, тигр, пантера, некоторых зебр, находящихся на грани исчезновения из-за неконтролируемого отстрела.

Геометрические рисунки, на которые вдохновили работы кубистов, получили широкое распространение в обивке 50-60-х гг в американских интерьерах. Данные дизайны Райт разработал для текстильного дома F.Schumaher & Company, открытого в 1955г.

Эпоха Энди Уорхола отразилась в ткани не только стилизованными растительными орнаментами, но и ярким психоделическим дизайном. Ближе к 60-м гг мода элитарных кулуаров просочилась на улицы, бросив вызов обществу. Подобные паттерны были связаны с зарождающимся самосознанием молодежной культуры и с идеями об обществе, политике и удовольствиях. Другое, не менее важное событие общественной жизни, также внесло свой вклад в дизайн-индустрию. Запуск первого спутника в октябре 1957 года стал значимым событием в истории человечества. Мотивирующие мотивы, приближающие необъятный космос, были очень популярны в то время. Небо, полное чудес, открытое телескопами 20 века, занимало умы людей долгие годы.

Уникальность послевоенного стиля заключается в том, что дизайнеры того периода зачастую не только придумывали произведения, но и самостоятельно разрабатывали технологии их производства. Из гипса, бумаги, глины или древесины – изготовление макетов было сродни акту искусства. Знаменитая американская пара – архитекторы и дизайнеры Чарльз Имз и Рэй Имз – в свободное время экспериментировали с фанерой в мастерской своего дома. А после 1942 года уже арендовали офис в Лос-Анжелесе, где создавали скульптуры, мебель и игрушки из фанеры. После некоторые модели перешли в производство в компанию Herman Miller. В 1949 году супругами был построен дом, чей фасад напоминает картины Мондриана. Мебель для дома была из коллекции, придуманной супругами. Чарльз и Рэй Имзы увлекались созданием короткометражных фильмов. Посвящены они были строительству, биологии, астрономии, математике и другим дисциплинам. Самый знаменитый фильм супруги создали в 1968 г. по заказу компании IBM. Называется он Powers of Ten и посвящен магии чисел и величию вселенной.

Плодом всех этих поисков и экспериментов знаменитых архитекторов и дизайнеров стала вся современная мебельная индустрия. На выставках и в производствах крупных компаний мы до сих пор можем видеть переизданные модели, родившиеся в 50-60-е гг. Наследие этого периода до сих актуально и вдохновляет дизайнеров на новые свершения.